Суббота, 2024-04-20, 6:15 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "ООШ с. Чапаевка" Новоорского района Оренбургской области

Меню сайта
Категории раздела
ВНИМАНИЕ
экстр вызовы
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

 
1. Оксюморон – прием, когда одно понятие определяется через свою невозможность. В результате оба понятия отчасти теряют смысл, и образуется новое значение. Особенность оксюморона в том, что он всегда провоцирует смыслопорождение: читатель, столкнувшись с вопиюще невозможной фразой, начнет «достраивать» смыслы. Писатели и поэты часто пользуются этим приемом, позволяющим сказать о чем-то кратко и емко. В ряде случаев оксюморон бросается в глаза («Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. Бондарева), в других он может быть менее заметен, обнаруживает себя при более вдумчивом прочтении («Мертвые души» Н. В. Гоголя – ведь у души нет смерти, «мертвая зелень ветвей» у пушкинского анчара –  ведь зеленая листва у дерева знак жизни, а не смерти). 
 
2. Катахреза – нарочито алогичное высказывание, имеющее выразительный смысл. «Да она же рыба!  И руки-то у нее какие-то белые, рыбьи». Ясно, что у рыбы рук быть не может, метафора построена на катахрезе.
 
3. Антитеза – резкое противопоставление чего-либо, подчеркнутое синтаксически. Классическим примером антитезы является пушкинская характеристика отношений Ленского и Онегина:
Они сошлись. Волна и камень, 
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Обратим внимание, что у Пушкина подчеркнутая антитеза отчасти снимается следующей строкой, что делает ситуацию неоднозначной.



Источник информации

Во-вторых, проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их: 

  • тропы отметьте буквой "Т", 
  • лексические средства - "Л", 
  • синтаксические средства - "С".

Вот что у нас получилось (список терминов из проекта демоверсии 2013 года):

1. анафора - С
2. метафора - Т
3. гипербола - Т
4. профессиональная лексика - Л
5. парцелляция - С
6. лексический повтор - С
7. противопоставление - С
8. эпитеты - Т
9. контекстные синонимы - Л

Таким образом область поиска указанного языкового средства заметно сузилась.

В задании сказано, что первые 3 средства - тропы. 
В списке их 3: метафора, гипербола, эпитеты. 

Нам осталось только расположить их в нужном порядке.

Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные в скобках примеры. 

Сопоставляем определения с примерами. 

Расставляем цифры в нужном порядке: 2,8,3.

Осталось определить последнее языковое средство. К какой группе оно относится, не указано. Поэтому исключаем из списка только тропы, т.к. повтора цифр не должно быть. 

У нас осталось 6 понятий. Снова перечитываем примеры. Ситуация проясняется, когда мы обращаемся к указанным предложениям. Речь идёт о языковом средстве под № 6.

Задание выполнено!

Давайте обобщим.

1. Прочитать рецензию.
2. Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства.
3. Прочитать список терминов.
4. Сгруппировать понятия.
5. Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
6. Расположить цифры в нужном порядке.

Не сомневаюсь, что эти нехитрые советы помогут выпускникам успешно выполнить задание В8  )

А теперь можно и потренироваться!
18 вариантов задания В8 в режиме онлайн

Более 50 вариантов задания В8

Категория: Мои статьи | Добавил: pol89-89 (2016-02-10)
Просмотров: 463 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Баннеры
минобр рособр минобраз оо егэ цро коллекция мониторинг госуслуги эффективность культура баннер образдетям линияаттестации зарплата 75победе
Поиск
Версия сайта для слабовидящих

Copyright MyCorp © 2024
uCoz